Альбин Бруновский: мастер фантастического реализма

Бруновский по праву считается одним из самых ярких художников Словакии, работавших в ХХ веке.

Альбин Бруновский: мастер фантастического реализма

Дизайнер, литограф, книжный иллюстратор, Альбин Бруновский искусно сплетает реальность и фантазию в полотна своих рисунков, где природа и люди связаны между собой, перетекают друг в друга, а потрясающая детализация заставляет тянуться за увеличительным стеклом, чтобы не упустить ни одной линии. Художника вдохновляли женственность и энергия, грех и невинность. Работы этого мастера всегда содержат многослойный подтекст, они могут быть и чувственными, и пугающими одновременно.


Альбин Бруновский. Слава запутанных снов
1984, 52×39 см

Альбин Бруновский родился на Рождество — 25 декабря 1935 года, и вышло так, что добрые ангелы подарили мальчику неуемную фантазию и способность выразить на бумаге свои невероятные видения. Вслед за движением души и карандаша Бруновский поступил в Среднюю школу прикладного искусства в Братиславе, а позже учился в Высшей школе изящных искусств (1956 — 1961). Кумирами среди художников, наследием которых Бруновский восхищался, были Антонин Манес и его сын Йозеф, мастера XIX века, работавшие в романтическом ключе. Еще одним художником, который привлекал Бруновского, был Макс Швабинский — великолепный график, один из основоположников современного чешского искусства. Обучал Бруновского профессор Винсент Хложник — художник-экспрессионист, иллюстратор, скульптор, один из наиболее представительных мастеров словацкого искусства послевоенных лет.

Альбин Бруновский. Лабиринт мира и рай сердца. Война
1990, 64.3×47.8 см

Творческую карьеру Альбин Бруновский начал как театральный художник, рисовал плакаты к спектаклям. Как и многие до него, художник искал свой собственный стиль, много экспериментировал с техниками, комбинируя материалы и приемы, работал с резьбой по камню и меловой литографией, и, в конце концов, пришел к офорту. Именно за офорт — работу под названием «Музыка» — он в 1964 году получил первую международную награду на бьеннале графики в Лугано. С самых первых шагов на художественном поприще Бруновский покорял мастерством рисования, увлекал своими фантастическими исканиями, какой бы ни сюжет он ни выбирал. В следующее десятилетие в работах художника звучали библейские темы, появились исторические сюжеты. К концу 70-х годов мастер создает ряд работ на тему «Сады», а также представляет цикл офортов с рельефной печатью «Bella Italia I-XVIII».


Альбин Бруновский. Лабиринт мира и рай сердца. Отплытие к сердечному раю
1990, 64.5×47.9 см

Начиная с 1965 года работы художника получают всемирное признание. Присуждение премии Циприана Майерника открыло Бруновскому широкие возможности, он ежегодно выставлялся на родине и за рубежом — в Риме и Париже, в Чикаго и Праге, в Венеции и Каире. И повсюду получал самые престижные награды.

Альбин Бруновский. Первый после…
1986, 42.8×29.5 см

Через пять лет после окончания Высшей школы изящных искусств Бруновского пригласили в «альма матер» ассистентом профессора — обучать подрастающее поколение иллюстраторов. Здесь художник проработал много лет, в 1980 году стал заслуженным художником Чехословакии, в 1981 году получил звание профессора, возглавил кафедру прикладного искусства и литературной графики. С 1985 года он — Народный художник Чехословакии, с 1989 года — декан своего учебного заведения. Но через год Бруновски покинул Школу и с тех пор работал в домашней студии.

Альбин Бруновский. Дама в шляпе IV
1981, 39.5×29 см

В процессе творческих поисков Альбин Бруновский заинтересовался живописью, причем и на этом пути изобретал собственный метод. Свои картины художник создавал на многократно загрунтованных досках из грецкого ореха, сочетая акварель и темперную живопись, пастель и тушь. Нетрадиционный подход к живописи художник подчеркивал необработанными краями досок и отсутствием рамок, вплетая свои рисунки в красоту естественных линий дерева. В начале 1980-х художник вновь вернулся к офорту, создав свою знаменитую серию «Дама в шляпе» I-IX, а сразу после — еще один замечательный цикл «Хвала причудливым сновидениям» I-IX.