Франциско Борес — испанский художник

Франциско Борес (Francisco Bores) (6 мая 1898, Мадрид – 10 мая 1972, Париж) испано-французский художник, одна из ключевых фигур искусства 20 века. Принадлежал ко второй волне испанских эмигрантов в Париже, к ней же относились Пабло Пикассо, Хинес Парра, Педро Флорес, Антони Клаве.

Франциско Борес - испанский художник

В его творчестве чувствуется влияние Матисса и Пикассо.
В 1915 году бросил School of the Conception, не доучившись на степени по инженерному делу и юриспруденции. В следующем году поступил в академию Сесилио Пла, в которой учился три года. Вместе с ним учились Панчо Коссио, Мануэль Анхелес Ортис и Хоакин Пейнадо. В Музее Прадо делал копии с работ Веласкеса, Гойи и Тициана.
В 1921 году его работы попали на Национальную выставку.

В 1923 году познакомился с идеями ультраистов. До 1928 года много его гравюр в этом стиле были опубликованы в журналах.
В 1925 году 16 его полотен и две акварели выставлены на Exhibition of the Iberian Artists’ Society в Мадриде. В выставке принимали участие Сальвадор Дали, Морено Вилья. Из-за отсутствия большого интереса к «молодому искусству» решил переехать в Париж.
Поселился на Монмартре. Его работы не приняли на осенний салон. Тогда же познакомился с Пикассо и Хуаном Гризом.
В 1925 году создал обложку «Черного Декамерона» Леона Фробениуса.
В этот период активно иллюстрирует книги.
В 1929 году его работы выставлены в Salon des Surindépendants, а также приняли участие в выставках парижских художников в Мадриде и Цюрихе.
В 1930 году женился на Рае Перевозке. В этом же году его работы выставлялись в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В 1931-38 годах Борес регулярно выставляется в Salon des Surindépendants. В Париже состоялись несколько его персональных выставок.
В 1934 году его работы (вместе с работами Дали) выставлялись в Лондоне.
С началом второй мировой войны перебрался в Сан-Хуан де Луз, где часто встречался с Матиссом. В 1941 году вернулся с семьей в Париж.
Много выставлялся во время и после войны.
Работы показывают мастерское обращение со светом и цветом, умелое использование полутонов.
Работал во многих стилях. Гриз познакомил его с кубизмом. В некоторых работах чувствуется влияние Сезанна и постимпрессионизма, в некоторых фовизма и Матисса. В позднем творчестве заметны элементы сюрреализма и абстракционизма.
Некоторые работы:
«Композиция с лошадью» (1925),
«Субботний вечер» (1928-30),
«Письмо» (1929, Музей изящных искусств, Бильбао),
«Натюрморт с ключом» (1930),
«Цветы и пространство» (1936),
«Сосны у моря» (1943),
«Рыбак» (1951-53),
«Зелено-белая композиция» (1959),
«Женщина на диване»,
«Ребенок в красном»,
«Женщина в окне»