Поясные пряжки XVII-XVIII веков

Находки поясных пряжек XVII века не часты и чаще всего, их состояние плачевно. Не говоря о потерях эмали, механические повреждения от сельхозтехники или каверны от окислов настолько портят артефакт, что он мало напоминает яркое и нарядное изделие вышедшее из под рук мастера много лет назад. Находка целого изделия — большая редкость, гораздо чаще находят половину, а то и небольшой фрагмент пряжки. Так же редки находки ременных бляшек которые крепились на полотне ремня или украшали подвесные ремешки для ношения оружия.

Поясные пряжки XVII-XVIII веков

На фотографиях можно увидеть некоторые моменты, иллюстрирующие состояние предметов при их находке или после того, как их отмыли от земли. В этой книге все иллюстрации целых пряжек сделаны при помощи виртуальной реконструкции. Автор стремился, по возможности, передать тот вид предмета который он имел выйдя из рук мастера — ремесленника.

Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга, с древнейших времен несет функцию оберега-защитника своего хозяина. Тканые и плетеные пояса, делались с определенной защитной целью, такую же цель преследуют и изображения на пряжке пояса. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», его не тронет ни домовой, ни леший. Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых, использовалось и в обряде свадьбы: поясом обвязывают невесту или жениха и невесту, узел с приданым невесты, пирог для жениха после первой брачной ночи, рюмку или бутылку для жениха и т.д. Богатство мифологических и сказочных персонажей на пряжках поясов XVII века, говорит об продолжении бытования в народе традиции, имеющей свои корни еще в язычестве древних славян.

Наиболее древним является тип пряжки с замком «Крючок — петля». Прекрасное исследования вопроса происхождения различных пряжек для поясов и крепления оружия провел Владимир Прокопенко. Приведу цитату из его работы: «Китайские поясные крючки прошли долгий путь развития и эволюции. Китайские учёные предполагают что ранние их образцы появились ещё 4000 лет назад, а свою привычную форму они обрели в начале периода Весны и Осени (722 — 481 гг. до н. э.), однако расцвет их развития пришёлся на последующие эпохи Сражающихся Царств и Хань. Крючок условно состоял из двух частей: собственно крючка, цеплявшегося за отверстия в поясе и тела застёжки (щитка) с грибовидным штырьком на обратной стороне, при помощи которого он фиксировался на другой стороне пояса. Надо также отметить, что форма штырька крепежа могла меняться, однако принцип крепежа на ремне оставался неизменным весьма долгое время».

Устройство пряжки с замком «Крючок-петля».

Развитием подобных креплений является тип замка «Две петли — крючок». «Надо отметить, что отдельные образцы этого типа застёжек фиксируются с XV в. и связаны с находками в Центральной Азии эпохи Тимуридов. Они характеризуются массивными прямоугольными щитками с прорезным узором и зооморфными S-образными крючками» — пишет В. Прокопенко.

Устройство пряжки с замком «Две петли — крючок».

Теперь переходим к третьему типу пряжек с замком состоящим из подвижных петель. История происхождения таких пряжек уходит в глубь веков. Они известны в Китае еще с X века.

Застёжки-замки эпохи династии Мин.

На Руси этим типом пряжек пользовались уже в XII — XIII вв. Известны редкие находки подобных, отлитых из серебра, пряжек с изображением сокола. В отличии от представленных далее пряжек XVII века, где эта деталь подвижна и крепится к петлям, «ключ» отлит заодно с частью пряжки, как и на пряжках династии Мин.

Две однотипные пряжки «Сокол». Ключ (А) и замок (Б), найденные в Украине в разные годы. Виртуальная реконструкция застегнутой пряжки (В). Серебро.

Еще один вариант этого типа пряжек домонгольского периода представлен на фотографии (А).

Этот тип пряжек широко применялся и в Золотой Орде. До принятия ислама были широко распространены пряжки с различными сюжетами, производства китайских мастеров (Б) — Империя Цзинь, сюжет — олень и обезьяна на дереве. XIII в.


С принятием ислама монгольскими ханами, для оформления пряжек начинают применяться каноны и правила исламского
искусства (В).

Такого же типа пряжка использовалась и для соединения мантии церковных иерархов. Найденная в Украине половина пряжки, в замке — медальоне, несет изображение сцены «Распятие с Предстоящими». Характерное декоративное решение в европейских традициях, позволяет датировать время её бытования XVI — XVII веками.

В рассматриваемых далее, широко распространившихся в Московской Руси во второй половине XVII века пряжках, этот тип получил дальнейшее развитие. Новшеством было отделение от цельнолитой пряжки элементов замка. В результате модернизации и сам замок, в виде диска с прорезью, и ключ, с круглым, украшенным медальоном, получили большую свободу перемещения. Они стали самостоятельными, отдельными элементами конструкции. Теперь эти элементы крепились к пряжке при помощи петель и штифтов.


Найденная в Украине половина пряжки со сценой Распятия и ее виртуальная реконструкция. Серебро, огневая позолота.

Касаемо этого типа пряжек В. Прокопенко пишет: «В XVI — XVII вв., в Московском царстве, на основе застежек-замков с подвижными петлями, формируется уникальный вариант поясной пряжки характерный исключительно для этого региона. Она состоит из пары симметричных крупных щитков с системой подвеса, аналогичной пряжкам пафти (бортик с петлями на обратной стороне), подвижных петель и системы «замок» — «ключ».

Для «замка» характерны крестообразный или «Т» — образный вырез в диске, орнамент (А) или надпись (Б) по периметру диска замка. Обычно это краткая, но законченная по смыслу выдержка из более длинных этикетных надписей — изречений, широко применявшихся в культуре XVI — XVII веков.

Пряжка XVII в. с замком украшенным орнаментом.

Ключ, входящий в замок, имел различное художественное оформление иногда повторяющее оформление половинок пряжки, иногда имеющее собственное оригинальное решение. Так как подражательные отливки практиковались на местах, вдали от основных центров производства, существует большое количество не очень качественных копий или правленных литейщиками вариантов изображений на медальоне ключа.

Различные варианты оформления медальона замка.

В эпоху средневековья пояс выполнял разнообразные функции. Во первых, им, как и ныне, подпоясывали одежду. Вплоть до ХV — ХVII вв., когда на русской одежде появились карманы , к нему подвешивали мелкие, необходимые в быту вещи ножи, кресала, оселки, кошельки и кожаные сумки — «калиты». (Рабинович М.Г., 1986. С. 85)

К поясу крепились и дополнительные ремни на которые подвешивалась сабля. Переходным элементом крепления могли быть различного вида ременные пряжки-подвесы. Кроме того пояса украшались дополнительными декоративными элемента ми, такими как: медальоны с различными символическими изображениями, декоративные накладки, ременные окончания.

Элементы функционального (для подвеса оружия) и декоративного оформления пояса.

Отверстия для крепления пряжки к коже пояса клепками.

К пряжкам и другим элементам боевого пояса предъявлялись строгие требования. В любом случае крепление и застежки должны были быть надежными, позволяющим выдерживать тяжести и манипуляции с саблей. Кроме пояса на талии, военные одевали и дополнительные ремни — перевязи. Так представленный на рисунке, имеющий огнестрельное оружие стрелец, на специальной перевязи, носил припасы для огневого боя — пороховницу, пульницу, трутницу и т. д.

Теперь обратимся к самим пластинам пряжки, что собственно и заявлено в названии этой работы, их декоративному оформлению. После «Смутного времени» наступает период укрепления и развития государства. Основные традиционные ремесла начинаю бурно прогрессировать, впитывая в себя и достижения западной культуры. Наступает расцвет эмальерного искусства.

Эмаль на русских поясных пряжках XVII-XVIII веков

Эмаль по литью является разновидностью техники выемчатой эмали. Ее отличие заключается в том, что изображение получают не путем выборки металлического фона ручным способом, а путем его отливки вместе с металлической пластиной — основой.

После этого углубление на пластине заполняют эмалью, подвергают нагреву, от чего эмаль растекается и скрепляется с металлом. Затем изделие подвергали очистке и полировке. В технике эмали по литью используются различные сплавы, как благородных металлов, так и медные сплавы, латуни и бронзы. По медным сплавам накладывают непрозрачную пастообразную эмаль. Такая технология появляется на Руси в XVII веке. Образуется несколько центров такого ремесла, появляются посредники, которые продавали эти изделия по всей территории государства.

Русские поясные пряжки XVII века с эмалями.

География находок пряжек для поясов обширна, но основная масса приходится на европейскую часть России. Такие пряжки смотрятся богато и ярко, чему и способствуют эмали. Этот стиль отражает общую тенденцию второй половины XVII века, с её стремлением к парадности, яркости и роскоши. Укрепление Московского государства, защитившего себя от внешних и внутренних врагов, пышность церковной службы и царских выходов, не могли не повлиять на широкие массы населения. Желание подражать высшим сословиям и осуществлялось возможностью приобретать предметы экипировки украшенные эмалью.

Следует добавить, что появилась и техника расписной эмали, которую в сороковые годы XVII столетия стали использовать почти одновременно мастера Москвы и Сольвычегодска. Украшать эмалью стали нательные и наперсные кресты, что делали и раньше, но не в таких масштабах. Сами кресты приобретают разнообразные декоративные формы «процветших» крестов. Можно определить и некоторые центры производства таких изделий. На «великоустюжское», северное происхождение этих крестов указывает способ наложения эмали — белый эмалевый фон покрывается черными и желтыми точками, а Голгофский крест покрывается голубой или зеленой эмалью.

Русские поясные пряжки XVII века с эмалями.

Определившись с историей и функциональной принадлежностью рассматриваемых пряжек, обратим внимание на их символику и начнем с самого массового символа известного как «Зверь лютый».

«Кто ты, лютый зверю?» — этот вопрос из «Прения живота и смерти» небезразличен для исследователя древнерусской литературы, ведь словосочетание лютый зверь в памятниках все еще остается недостаточно ясным, несмотря на обширную научную литературу, посвященную его истолкованию. Смысл этих двух слов в качестве свободного словосочетания ясен — злой (свирепый, хищный, страшный) зверь (животное, существо). Но часто это словосочетание употребляется как фразеологическое выражение и соответствует конкретному зверю — но какому? Льву? Волку? Барсу? Гепарду? Рыси? Медведю? А может быть, и «змей» (т.е. дракон). Об этом ведется давнишняя полемика».

«Лютый зверь» (А) изображенный на пряжке и на чернильнице (Б).

Эта цитата из работы О. П. Лихачева «Лев-лютый зверь», как нельзя лучше характеризует исследование понятия «Лютого зверя» в древнерусской литературе, сказках и преданиях. Разбору этого вопроса и посвящена работа академика. На большинстве произведений мелкой пластики средневекового периода, это все же лев. Лев является символом господства. Он многократно представлен в геральдике, а в русских сказках выступает как «царь зверей». Если вспомнить астрологию, то созвездие Льва связано с Солнцем, и его черты как символа имеют солярную форму.

Автор: А.Н. Спасённых