Анатолий Тимофеевич Фоменко: роман «Мастер и Маргарита» глазами математика

О своих иллюстрациях к знаменитому роману Михаила Булгакова, Анатолий Тимофеевич написал так: «Конечно, они не претендуют на какую-либо объективность, а отражают индивидуальное восприятие замечательного романа „Мастер и Маргарита“. Сколько читателей — столько и мнений. Мои работы отражают то восхищение и уважение, которые возбудил роман среди студентов механико-математического факультета МГУ тех лет».

Анатолий Тимофеевич Фоменко: роман

Воланд и его спутники приближаются к Пилату, сидящему на скале

МАТЕМАТИКА: ВНУТРИ КРИСТАЛЛА. (Геометрическая оптика).
Наблюдатель находится внутри кристалла и видит «несколько солнц», хотя в действительности они появились лишь в результате сложной системы преломлений различных пучков лучей, вошедших в кристалл через его разные наружные грани.

Выход Понтия Пилата для суда над Иешуа.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла…» (с.27)

Допрос Иешуа Понтием Пилатом

Заседание Синедриона, приговорившего Иешуа к казни

Мастер и Маргарита

Бегемот наблюдает за казнью Иешуа и двух преступников
«Солнце уже снижалось над Лысой горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением…
Жар еще был невыносим, и солдаты в обоих оцеплениях страдали от него, томились от скуки и в душе проклинали трех разбойников, искренне желая им скорейшей смерти.» (с.239,241)

Казнь на Голгофе
«Ала пропустила всех во второй ярус, а вторая кентурия наверх пропустила только тех, кто имел отношение к казни, а затем, быстро маневрируя, рассеяла толпу вокруг всего холма, так что та оказалась между пехотным оцеплением вверху и кавалерийским внизу» (с.240)

Левий Матвей у подножия Голгофы

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ: В композиции использованы элементы двумерной топологии и теории алгебраических поверхностей.
Ассоциативная связь с «молением о чаше» (Новый Завет). Согласно Евангелиям, Иисус перед своим арестом уединяется в Гефсиманском саду и умоляет Бога не подвергать его тяжкому испытанию.

Левий Матвей крадет нож, чтобы убить им Иешуа и избавить его от мучений
«Левий… молча и быстро взял с прилавка то, чего лучше и быть не может, — отточенный, как бритва, длинный хлебный нож, и тотчас кинулся из лавки вон» (с.247)

Распятие
Видны 4 слоя поверхности, лежащие один над другим с точками ветвления z=+1 и z=-1.
Миф о четырех веках: золотом, серебряном, медном и железном.

Смерть Иешуа
«Великодушный» прокуратор-игемон решает завершить казнь досрочно, чтобы сократить мучения Иешуа. По версии Булгакова в душе Пилата борются три чувства: долг перед империей в лице кесаря, трезвое желание заполучить к себе великого врача-Иешуа (излечивающего головную боль) и смутное ощущение вины «за что-то неправильно содеянное».
«Становилось все темнее. Туча залила уже полнеба, стремясь к Ершалаиму, белые кипящие облака неслись впереди напоенной черной влагой и огнем тучи. Сверкнуло и ударило над самым холмом. Палач снял губку с копья.
-Славь великодушного игемона! — торжественно шепнул он и тихонько кольнул Иешуа в сердце. Тот вздрогнул, шепнул:
-Игемон!…
Кровь побежала по его животу, нижняя челюсть судорожно дрогнула, и голова его повисла.
При втором громовом ударе палач уже поил Дисмаса и с теми же словами:
-Славь игемона! — убил и его». (с.253)

Смерть Иисуса
Толпа, требовавшая казни. Люди, сострадавшие ему.

МАТЕМАТИКА: Рисунок отражает размышления математика над таким фундаментальным понятием как математическая бесконечность. Оно сопровождает практически все математические теории, выступая «в разных одеждах» в геометрии, в математической логике, в теории чисел. Потенциальная и актуальная бесконечность, парадоксы математической логики, алгоритмически неразрешимые математические проблемы, континуум-гипотеза и ее разнообразные версии, конструктивная математика, интуиционизм (в духе А.Пуанкаре). Все эти понятия и научные направления вызваны к жизни реальным существованием математической бесконечности. Ее изучение — не только математическая, но и философская проблема познания окружающего нас мира.

Беседа Воланда с Маргаритой
Она обнаруживает, что шахматные фигурки — живые, и что на доске разыгрывается настоящая драма.
«На доске тем временем происходило смятение. Совершенно расстроенный король в белой мантии топтался на клетке, в отчаянии вздымая руки.

Возвращение рукописи Мастеру
«Кот моментально соскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей» (с.398)

МАТЕМАТИКА: ОСОБЕННОСТИ ГЛАДКИХ ФУНКЦИЙ. Огромная книга, листы которой переворачивает внезапно налетевший ураган. Однако эти листы изгибаются более причудливым образом, чем это бывает в случае обычных книжных листов. Показаны примеры особенностей, иногда возникающих при гладком отображении двумерной плоскости на себя. Их классификация — предмет изучения математической дисциплины, имеющей приложения в оптике, механике, математической физике, теории волновых фронтов и т.п.

В научных кругах Анатолий Фоменко известен как специалист в области многомерного вариационного исчисления, дифференциальной геометрии и топологии, компьютерной геометрии, теории гамильтоновых динамических систем и других неизвестных простым смертным направлений в науке. Другим предметом его пристального изучения стала история: благодаря изысканиям в этой области появилась «Новая хронология» — теория радикального пересмотра всемирной истории, которую сторонники называют «самым крупным открытием ХХ века», а противники — псевдонаучной.

Но и те, и другие, признают его талант художника-графика, который еще в 1990-м оценило American Mathematical Society, издав книгу-альбом Mathematical Impressions: в нее вошло 84 работы рисующего математика Фоменко. Благодаря комментариям к работам, которые дал сам автор, известно, что многие изображения визуализируют алгебраические формулы, геометрические теории, астрономические диаграммы, исторические события, а также впечатления от окружающей его действительности.
«Часть моих работ возникла на границе математики и других областей знания и искусства», — говорит Фоменко.

«Ввиду отсутствия специального художественного образования, я не ограничивал себя рамками какого-либо одного жанра. Возможно, определенное влияние оказали мои любимые художники Босх, Брейгель, Дюрер, Дали, Эшер, Беклин, хотя сознательного подражания им никогда не было. Все работы выполнены „от руки“, то есть без использования компьютерной графики», — рассказывает Анатолий Фоменко.

Анатолий Тимофеевич Фоменко — академик Российской Академии Наук (РАН), действительный член РАЕН (Российской Академии Естественных Наук), действительный член МАН ВШ (Международной Академии Наук Высшей Школы), действительный член АТН РФ (Академии Технологических Наук Российской Федерации), доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета Московского государственного университета

.Родился 13 марта 1945 года в Донецке. Вскоре, в 1950 году, вместе с семьёй переехал на Дальний Восток, в Магадан, где пошёл в школу. Потом, в 1959 году, семья Фоменко переехала в Луганск, и Анатолий стал учиться в 26–ой школе, которую окончил с золотой медалью.