Доротея Маргарет Таннинг — одна из последних представительниц сюрреализма

Доротея Маргарет Таннинг (25 августа 1910, Гейлсберг — 31 января 2012, Нью-Йорк) — американская художница, скульптор, график, писательница, одна из последних представительниц сюрреализма.

Доротея Маргарет Таннинг - одна из последних представительниц сюрреализма

Особенности творчества художницы Доротеи Таннинг: можно сказать, что Доротея Таннинг была талантливой самоучкой; она не получила системного художественного образования (три месяца в Чикагском институте искусств не в счет). Попав в начале 1940-х годов в среду художников-сюрреалистов, она приняла их идеи и трансформировала свое художественное видение в соответствии с ними. Более поздние работы Таннинг были наполнены динамикой движения, связанного с философией Анри Бергсона и его идеями потока, непосредственного опыта и интуиции — от сюрреализма к абстракционизму. На ее мировоззрении сказалась и роль соратника — художника Макса Эрнста, супругой которого она была. Художница занималась графикой, литографией, создала ряд декораций и костюмов для театральных постановок Европы и Америки, делала пространственные текстильные скульптуры. Ее стихи и книги воспоминаний, созданные в последние годы жизни, были высоко оценены читателями и критиками.

Известные картины художницы Доротеи Таннинг: «День рождения», «Маленькая ночная серенада», «Розы и их призраки».

Доротея Таннинг родилась в 1910 году в Гейлсберге, штат Иллинойс, в семье Эндрю и Аманды Таннинг. Вторая дочь в семье, девочка росла в пуританской среде и тяготилась ею. Доротея рано увлеклась рисованием, и даже ее детские рисунки весьма впечатляющи. Родители не препятствовали этому вполне «женскому» увлечению, и даже организовали для дочери студию. Доротея закончила среднюю школу и поступила в частный колледж Нокс, где проучилась два года — здесь она иллюстрировала школьные публикации, но в курсе гуманитарных наук рисование отсутствовало. Когда девушке исполнилось двадцать лет, она сбежала из душившей ее среды провинции в большой город — им стал Чикаго. Отважную беглянку приютили бывшие друзья по библиотеке в Гейлсберге, где она работала некоторое время. Доротея трудится официанткой в маленьком ресторанчике и осуществляет свою мечту — поступает на дневное отделение Чикагского института искусств. Ее энтузиазма хватает лишь на три недели. Это не то, чего она ожидала от обучения рисованию, зато многочисленные картины, украшающие залы Института искусств, стали ее учителями: пытливая Доротея могла рассматривать их часами, впитывая техники и идеи.

Таннинг успела поработать в театре марионеток, прежде чем в 1934 году в Новом Орлеане прошла ее первая скромная выставка акварельных работ. Через год Доротея уже в Нью-Йорке: она подрабатывает коммерческим художником и активно знакомится с современными художественными тенденциями. Год спустя она попадает на выставку современного искусства «Фантастическое искусство, дада и сюрреализм», которая стала поворотной в ее творчестве. Проведя полгода в Сан-Франциско (ее пригласили иллюстрировать ежемесячный журнал), Доротея вернулась в Нью-Йорк, и в июле 1939 года села на пароход «Новый Амстердам». Впереди маячил Париж — ее заветная мечта!

Французская столица замерла в ужасе перед нацистским нашествием. Доротея недолго пробыла в Париже, через несколько стран бежала в Швецию к родне, и последним пароходом в октябре 1939 года вернулась в Нью-Йорк. Через некоторое время она вышла замуж за писателя Гомера Шеннона — брак продолжался всего шесть месяцев, и уже через год супруги развелись. Ее сотрудничество с известным арт-дилером и галеристом Жюльеном Леви (а именно он познакомил американцев с работами Фриды Кало, а позже — Сальвадора Дали) принесло свои плоды: художница чаще выставляла свои работы, картины стали покупать. В 1942 году, когда, спасаясь от войны, в Нью-Йорк переехал весь «цвет» европейских сюрреалистов, Доротея Таннинг вошла в группу Андре Бретона.

Однажды, отбирая картины для выставки «30 художниц», которую вознамерилась провести знаменитая Пегги Гуггенхайм, ее муж, художник Макс Эрнст, заметил автопортрет Доротеи, картину «День рождения», и после знакомства с художницей был пленен оригиналом. Макс и Доротея полюбили друг друга. В 1944 году прошла первая персональная выставка Доротеи Таннинг в галерее Жюльена Леви. Тем временем роман с Максом Эрнстом развивался, Эрнст развелся с Пегги, и в 1946 году Макс и Доротея поженились в Беверли-Хиллз. Одновременно с ними в законный брак вступили их друзья, художник и фотограф Ман Рэй и Жюльет Браунинг, пары были друг у друга свидетелями на церемонии.

Выиграв в конкурсе на написание картины на тему «Искушение Святого Антония» для голливудского кинофильма, Эрнст получил гонорар, на который в живописном аризонском городке Седона был куплен участок земли — вдали открывался роскошный вид на Большой Каньон. Вместе со своим помощником из числа почитателей Макс сам строил дом и мастерские. Из подручных средств художник соорудил скульптуру «Козерог», в честь которой ранчо назвали «Холм Козерога». Макс и Доротея путешествовали, собирали предметы искусства и быта индейцев, к ним часто приезжали друзья, проникаясь атмосферой дома — построенного по вкусу хозяев, декорированного их собственными руками, окруженного фантастическими видами природы Аризоны. Здесь, на Холме Козерога, всегда царили творческая атмосфера, свобода и веселье. Анри Картье-Брессон, Ли Миллер, Марсель Дюшан, Ролан Пенроуз, Павел Челищев, Ив Танги, Джордж Баланчин были желанными гостями на «Холме Козерога». Для Баланчина Доротея создала сценографические решения и костюмы к балету «Ночная тень», который имел большой успех в Метрополитен-опера. В ее арсенале — большое количество картин, изображающих обнаженные девичьи фигуры, которые искусствоведы позже назвали «лолитами».

Мирное время вдохнуло в европейское искусство новую жизнь. В 1948 году пара приняла решение переехать во Францию. В 1953 году они перебрались в Париж, а два года спустя — в Турень. Доротея освоила литографию и выпустила свой первый альбом работ «Семь спектральных опасностей», оформила для Баланчина новый балет — «Ведьма», а также создала костюмы и декорации для Лондонской балетной труппы Садлера.

В 1951 году Эрнст и Таннинг вернулись в США. Доротея преподавала в Гавайском университете живописи и графики, много работала, регулярно выставлялась, сотрудничала с нью-йоркским балетом. Но солнечные долины Франции манили обоих — и в 1953 году художники опять переехали в Европу. Они много путешествовали, посетили Италию, приобрели для Доротеи большую студию в Париже, где она могла создавать крупноформатные работы. В Провансе, в старинной деревеньке Сейланс был куплен дом, который был полностью оформлен по рисункам и эскизам Доротеи и включал две просторные студии — для нее и горячо любимого Макса.

Доротея вступила в новый для себя период живописного творчества, который позже назвала «призматическим», перейдя от сюрреалистических сновидческих форм к абстракционизму, родственному визуализации музыки и эмоций. Затем она решила попробовать себя в скульптуре, создав с помощью старенького «зингера» ряд абстрактных работ из текстиля, в том числе знаменитое «хвостатое кресло» и масштабную инсталляцию «Hôtel du Pavot, комната 202».

Доротея Таннинг редко давала интервью; больше всего ее раздражали вопросы о семейной жизни с Максом Эрнстом (она была его четвертой женой), а также разнообразные феминистские провокации. Зато о творчестве она рассказывала охотно: «Представьте, что вы взяли кисть, и погрузили её — почти наугад — в смесь красок на послушной палитре. Вы пишите контуры и линии на холсте так, словно тянете веревки через один край действительности к другому, уничтожая мир, который вы сотворили и в данный момент уже ненавидите, а затем рождая новый мир на холсте… Наконец, краски картины восхищают вас. Акт творения — ваш сообщник и друг; никогда нет конца процессу творчества…»

Супруги прожили вместе до самой кончины Эрнста в 1976 году. Похоронив мужа на кладбище Пер-Лашез, Доротея Таннинг вернулась домой, в США и обосновалась в Нью-Йорке. Здесь она прожила долгие годы — написала роман, две книги стихов и мемуары. В конце 1990-х годов она создала мечтательную, чувственную серию работ «Иной язык цветов», пригласив 12 поэтов написать стихотворения, которые сопровождали каждую из картин. Таннинг принимала участие в оформлении альбомов известных рок-групп, создала ряд работ в технике гравюры и литографии, иллюстрировала книги, регулярно принимала участие в выставках в Европе и США.

Доротея Таннинг оставила мир в возрасте 101 года. К ее столетию в 2010 году Музей Макса Эрнста (Брюль, Германия) подготовил экспозицию под названием «Happy Birthday Dorothea Tanning». Таким оказалось последнее поздравление Макса Эрнста горячо любимой женщине.