Автобусный парк №7

Где-то на задворках киевского левобережья затерялся уникальный автобусный парк №7 — крупнейшее автотранспортное предприятие левого берега. 40 лет тому назад была реализована попытка внедрить в нем наиболее прогрессивные решения, которые были тогда доступны в бывшем Союзе. Сейчас же он находится на грани вымирания. Изюминкой парка является необычная крытая стоянка, напоминающая здание цирка, где когда-то ночевали сотни автобусов. Ныне здание находится в аварийном состоянии и в скором времени его могут разобрать.

Автобусный парк №7

Если посмотреть на территрию АП №7 сверху, то в глаза сразу бросается большое круглое здание с пристройкой более традиционной прямоугольной формы. Это и есть автобусный парк.

Но обо всем по-порядку. Автобусный парк находится по адресу ул. Бориспольская, 15. Из построек парка обыватель хорошо может рассмотреть разве что 9-этажный административный корпус, остальное практически полностью скрыто за забором.

На здании сохранились тематические барельефы с эмблемами советских заводов автомобильной промышленности, а также фигурками машин и людей:

Внутри здания напротив входа расположился еще один барельеф, на котором можно идентифицировать некоторые города бСССР и не только. Этот барельеф символизирует те направления, которые обслуживал парк.

Ну а парк раньше в буквальном смысле слова обслуживал всю Украину. Предприятие появилось в 1973 г. В нем размещалось до 5 колонн, включая междугороднюю и даже международную. Сейчас же остались лишь городские рейсы. Для междугородных перевозок имеются пару-тройку современных ЛАЗов, которые выполняют нерегулярные перевозки пассажиров.

Ремонтные канавы, где машины проходили и продолжают проходить осмотры и обслуживание:

Умирающие Вольво, которые еще совсем недавно бегали по улицам города. При желании их можно было бы заставить бегать и дальше — состояние машин позволяло. Хотя этим машинам более 30 лет, по отзывам работников парка они оказались намного надежнее отечественных.

Скелет Вольво. Старые автобусы постепенно разбирают на вторсырье:

Ну а мы, наконец, дошли до крытой стоянки, где когда-то ночевали автобусы. Здание имеет круглую форму и было прозвано «цирком» или «барабаном».

То, что кажется металлическими жалюзи или металлопрофилем, на самом деле стеклянные трубки, через которые внутрь попадает солнечный свет.

«Цирк» вместе с расположенной рядом мойкой и ремонтными цехами имеет многочисленные въезды, которые позволяют максимально удобно маневрировать между ключевыми объектами парка.

Заглянем же, наконец, внутрь. Только здесь полностью открывается весь масштаб и уникальность объекта:

Диаметр «цирка» — более 160 м. Стоянка могла вместить около 300 автобусов. Словно огромный гриб на бетонной ножке:

Сооружение имеет уникальную конструкцию: между стенами «цирка» и центральной башней-опорой натянуты 186 тросов, на которых закреплены бетонные плиты купола.

Таким образом было получено огромное свободное пространство площадью около 20 тыс. кв. метров с одной единственной опорой по центру.

Благодаря этому обеспечивалась полная свобода маневрирования автобусов, а также возможность выбора удобной схемы расстановки автобусов. Крытая стоянка, совмещенная с мойкой и ремонтными цехами, позволяла упростить и сократить время на обслуживание автобусов, а также на подготовку к выдаче на линию.

Благодаря большим окнам в стенах и многочисленным окнам в куполе, внутри «цирка» днем довольно таки светло.

Так выглядит купол «цирка» снаружи. На макушке у него виднеется верхняя часть вытяжки, с помощью которой когда-то удалялись выхлопные газы из «цирка».

Несколько фотографий времен полноценной работы стоянки. С тех пор многое изменилось, парк после развала Союза пришел в упадок, а уникальное здание нынче находится в аварийном состоянии и вскоре должно быть разрушено.