Ночные пейзажи Джона Эткинсона Гримшоу

Джеймс Уистлер говорил о нём: «Я считал себя изобретателем ноктюрнов, пока не увидел картины Гримми, залитые лунным светом».

Ночные пейзажи Джона Эткинсона Гримшоу

Джон Эткинсон Гримшоу (6 сентября 1836 — 31 октября 1893, Лидс) — английский художник, мастер атмосферного городского пейзажа.

Особенности творчества художника Джона Гримшоу: художник прославился лирическими ночными пейзажами, изображающими городскую и сельскую Британию викторианского времени. В его картинах часто встречаются мастерски выписанные газовые фонари, мокрые улицы и изображения луны. Благодаря увлечению искусством прерафаэлитов, Гримшоу стал использовать полный спектр цветов для максимально реалистичного изображения природы. Тщательная прорисовка и внимание к световым эффектам позволяли ему достигать максимальной реалистичности изображения, а техника была столь совершенна, что на поверхности картин практически не было заметно мазков краски.

Известные картины художника Джона Гримшоу: «Сумерки на Темзе», «Субботняя ночь в Глазго», «Дух ночи», «Блэкмен-стрит, Лондон».

Джон Гримшоу был художником-самоучкой из небогатой семьи, который благодаря таланту и настойчивости сумел завоевать признание современников и прославился как мастер городского пейзажа. О его ранних годах жизни известно немного. Будущий художник родился 6 сентября 1836 года в Лидсе, в многоквартирном доме на Парк-стрит в семье Мэри и Дэвида Гримшоу. В 20 лет он женился на своей кузине Фрэнсис Хаббард (1835−1917). К ужасу своих родителей (и, вероятно, при поддержке любимой жены) четыре года спустя он оставил место клерка на Великой Северной железной дороге, чтобы стать профессиональным художником. Его первая выставка, на которой Гримшоу представил вполне традиционные для Англии картины с изображением птиц, а также натюрморты, прошла в 1861 году под патронатом философского и литературного общества Лидса.

Основное влияние на стиль работ Гримшоу оказали прерафаэлиты: художник стремился передать точные цвета пейзажа, его настроение, все нюансы света, мельчайшие детали, достигая максимальной реалистичности. Заметное место в его творчестве занимали лунные городские пейзажи, на которых Гримшоу изображал улочки и доки Лондона, Лидса, Ливерпуля и Глазго. Художник увлекался фотографией и иногда использовал камеру-обскуру, чтобы проецировать контуры будущей картины на холст, что позволяло ему повторять композиции по нескольку раз. Ради получения необходимых эффектов Гримшоу экспериментировал с красками, добавляя в них различные ингредиенты, в том числе и песок.

В 1870-х годах художник работал под влиянием Джеймса Тиссо, мастера женского элегантного портрета, а также Эстетического движения, девизом которого было «искусство ради искусства». Его городские атмосферные пейзажи, очень популярные у англичан среднего класса, стали еще более совершенными, передавая зрителю натуралистичные ощущения сгущающихся сумерек, дрожащего желтого света фонарей и влажной после дождя дороги. Художник приобрел особняк XVII века в Скарборо — небольшом курортном городке на берегу Северного моря. «Замок у моря», стоявший на высокой скале, стал его любимым местом для работы и вдохновения, и смягчил трагические воспоминания о смерти трех детей, которые ушли из жизни в семейном доме в Лидсе. Картины Гримшоу сразу же находили своих покупателей среди местных меценатов: с 1874 по 1886 годы художник представил на выставках в Королевской академии всего лишь 5 работ и одну — в Гросвенорской галерее.

В арсенале сюжетов Гримшоу, помимо пейзажа, были исторические сцены из жизни Рима и Греции, а также аллюзии на литературные произведения Лонгфелло и Теннисона, одного из любимых поэтов Братства прерафаэлитов. Как и многие викторианские художники, Гримшоу отдал дань сказочным сюжетам, рисуя фей и волшебных существ. Отметим, что супруги Гримшоу давали своим детям имена в честь персонажей стихов Теннисона, а четверо из них впоследствии стали художниками: Артур Э. Гримшоу (1864−1913), Луи Х. Гримшоу (1870−1944), Уилфред Гримшоу (1871−1937) и Элейн Гримшоу (1877−1970).

Чтобы быть поближе к заказчикам, в 1880-х Гримшоу снял студию в Челси, неподалеку от мастерской Джеймса Уистлера, который высоко ценил талант своего коллеги по цеху. Уистлер, признанный английский мастер ночного городского пейзажа, отзывался о Гримшоу с большим пиететом: «Я считал себя изобретателем ноктюрнов, пока не увидел картины Гримми, залитые лунным светом». В отличие от импрессионизма, присущего Уистлеру, Гримшоу был мастером реализма, художники имели каждый своих почитателей и, соответственно, покупателей.

Гримшоу не оставил после себя ни писем, ни дневников — лишь замечательные картины, которые пытались подделывать еще при его жизни, и детей, которые в полной мере унаследовали талант своего отца. Джон Гримшоу скончался 13 октября 1893 года от туберкулеза и был похоронен на кладбище Вудхаус в родном Лидсе.