Эдвард Лир: великий художник, певец чепухи

С легкой руки Эдварда Лира лимерики отправились в свое победное шествие по миру, устанавливая каноны истинно английского юмора.

Эдвард Лир: великий художник, певец чепухи

Эдвард Лир. Автопортрет.

Забавные пятистишия сопровождали рисунки: длинноносые чудаки, толстенные коты, ошарашенные совы… Иллюстрации были под стать новому жанру абсурда. И кто бы мог подумать, что серьезный художник, виртуозный анималист и мастер пейзажа, «скатится» до такого? Рассказываем о замечательном художнике, который излучал тепло и добродушие и сумел наполнить мир очаровательными парадоксами.


Вид на Флоренцию из Сан-Миниато
Эдвард Лир

Эдвард Лир (1812 — 1888) родился на севере Лондона, в семье биржевого маклера Джереми Лира и его жены Энн Кларк Скеррет. Во времена, когда главными занятиями женщины были домоводство и рождение детей, не стоило удивляться тому, что будущий художник был 20-м ребенком в семье.


Рыбацкие лодки на Ниле
Эдвард Лир

Он оказался самым младшим из детей, которым удалось выжить в век отсутствия антибиотиков и прививок. Экономические потрясения наполеоновских войн привели к краху Лондонской биржи, что напрямую отразилось на благосостоянии семьи Лира. Опекаемый старшей сестрой Энн, мальчик в 4 года покинул отчий дом.


Энн Лир. Портрет Эдварда Лира в возрасте 9 лет. Эта картина стала известна публике лишь в 2010 году благодаря родственникам второй по старшинству сестры Лира — Сары, которая эмигрировала в Новую Зеландию. Фото Стивена А’Корта.

Энн Лир, самой старшей из детей, к тому времени исполнилось 25 лет. Младший брат стал для нее любимым ребенком — она заменила Эдварду мать и оставалась рядом с ним до своей кончины. Наверняка условия, в которых жили брат и сестра Лир, были не самые комфортные. Начиная с 6 лет у Эдварда начались эпилептические припадки, к которым позже добавилась астма. Семейные неурядицы тяготили мальчика, добавив к болезням периоды депрессии и меланхолии. Но все же, все же… Как и все дети, Эдвард видел красоту мира, любил природу, животных и птиц. Энн вместе с сестрой Сарой научили брата рисовать и дали ему начальное домашнее образование.
Эдвард Лир. Благородный зелено-красный попугай, Австралия


Благородный зелено-красный попугай, Австралия
Эдвард Лир

Зерно попало на благодатную почву: глаз мальчика был верным, рука — легкой, и уже в 16 лет юный Лир зарабатывал рисованием на кусок хлеба. «Сначала я малевал всякие необычные рекламные рисунки для лавок, которые продавал по цене от девяти пенсов до четырех шиллингов, раскрашивал гравюры, каминные экраны и веера, а также делал медицинские рисунки для больниц и частных докторов» — вспоминал художник. Его талант получил признание, и два года спустя Лир начал свою профессиональную деятельность. В 1830 году он обратился в Лондонское зоологическое общество с просьбой предоставить ему доступ к коллекции птиц для книги «Иллюстрации семейства Пситтацидов, или Попугаев».


Кампанья: вилла и акведук в Риме
Эдвард Лир

Это был самостоятельно задуманный проект — а ведь Лиру только исполнилось 18 лет! По всему, юноша умел расположить к себе окружающих и действительно обладал потрясающим талантом. На собрании Лондонского зоологического общества, которое рассматривало просьбу Эдварда Лира, председательствовал лорд Стэнли, позже 13-й граф Дерби, который с юности был страстно увлечен книгами и рисунками по естественной истории. Этот июньский день 1830 года стал поворотным в судьбе начинающего художника — его проект поддержали, лорд Стэнли пригласил Лира в свое имение в Ноусли-Холл, где содержал зверинец, а вскоре юный Эдвард стал ассоциированным членом Линнеевского общества.


Эдвард Лир. Иллюстрация для книги «Иллюстрации семейства Пситтацидов, или Попугаев»

Эдвард Лир. «Красная цапля». Для книги Джона и Элизабет Гулд «Птицы Европы», 1832-37.

В викторианскую эпоху зоопарки были закрытыми и принадлежали богатым людям (Лондонский зоопарк, основанный в 1828 году, открылся для посещений только в 1847-м), попасть туда было непросто. Естественно, Эдвард Лир ухватился за это заманчивое предложение: где еще можно увидеть животных со всего мира и порисовать их с натуры! Закончив работу над своей книгой, Лир приехал в Ноусли, где по заказу лорда Стэнли с 1831 по 1837 годы создал ряд рисунков с птицами и животными.


Эдвард Лир. Пеликан. Серия «Птицы Европы»

Отношения с лордом-покровителем становились все более дружескими: Лир жил в поместье, рисовал (в зверинце Стэнли проживало более 1200 птиц и более 300 млекопитающих — было чем заняться!), а также развлекал детей из семьи Стэнли, внуков и правнуков лорда. Именно для них он стал придумывать занимательные короткие стишки, которые впоследствии стали знаменитой «Книгой чепухи» (1846).


Эдвард Лир. Обложка «Книги чепухи»

Как писала газета «Таймс», «…чепуха бывает двух сортов: есть скучная чепуха, произнести или написать которую может каждый, и есть умная чепуха, изумительными мастерами которой являются Льюис Кэрролл и Эдвард Лир».

Художник называл свои стихотворные экзерсисы «нелепицами», или «бессмысленными рифмами» — «nonsense rhymes»; название «лимерики» появилось только к концу XIX века (его связывают с ирландским городом Лимерик — история происхождения туманна).

Соглашаясь на первое издание лимериков, Лир, оберегая репутацию и не зная, как отреагирует публика, подписал книгу как «Дерри Даун Дерри». Опасения были напрасными — и дети, и взрослые полюбили занятные стишки с простенькими веселыми картинками, и «Книга чепухи» выдержала не одно издание. Лир сочинял лимерики всю жизнь и продолжал издавать книги с картинками. Так увидели свет «Книга чепухи и еще больше чепухи» (1862), «Нелепые песни и истории» (1871), «Чепуховый алфавит» и «Чепуховая ботаника» (1888).

Именно Эдвард Лир практически утвердил классическую композицию лимерика, которая строится согласно правилам:
— в первой из пяти строк обязательно называется персонаж и географическое место его происхождения (к примеру — «Экспансивная леди из Ланса» или «Симпатичная леди с Атлантики»);
— во второй рассказывается о том, что произошло с персонажем;
— первая строка рифмуется с четвертой и пятой, третья рифмуется с четвертой (схема «AABBA»);
— третья и четвертая строки на одну стопу короче остальных;
— финалы первой и последней строки одинаковы.

Надо ли говорить, что Эдвард Лир был ироничен во всем, и себя тоже не щадил. В переписке со своим другом юности Чичестером Фортескью Лир сообщал, что намерен обратиться к канцлеру казначейства Уильяму Гладстону с просьбой назначить его «Верховным Перипатетическим Ослом и Главным Белибердяем» Англии. А годом позже уже претендовал на титул «Лорда Хранителя Государственной Глупости и Верховного Вздорослагателя». «Книга чепухи», она же «Книга нонсенса», она же «Книга бессмыслиц», несмотря на оригинальный, истинно английский юмор, была переведена на множество языков и неоднократно проиллюстрирована разными художниками.

Но вернемся к художественной ипостаси Лира. Будучи выдающимся художником-орнитологом и анималистоом, он плотно сотрудничал с другим знаменитым орнитологом и художником Джоном Гулдом, а также обучал его жену Элизабет Гулд искусству офорта. Лир работал также над сериями «Птицы Европы» и «Туканы», создал серию иллюстраций с черепахами и британскими млекопитающими.


Ласка
Эдвард Лир

Поле нескольких лет, проведенных в поместье Эдварда Стэнли, художник почувствовал, что его зрение стало ухудшаться, и тонкие линии литографий ему уже не по силам. Тогда он принял решение стать пейзажистом и поступил в лондонскую Академию искусств Генри Сасса. А потом отправился в Рим — поправить здоровье, продолжить художественное образование и получить новые впечатления.

Лир прибыл в Италию в 1837-м и поселился в Риме на Виа дель Бабуино. Последующие годы он провел в путешествиях по стране. Это был период, когда его увлекали пейзажи, и в 1841 году художник опубликовал книгу «Впечатления о Риме и его окрестностях», а в 1846 году — два тома «Иллюстрированных путешествий по Италии» в сопровождении карт, описаний местности, обычаев и нравов населения и собственных впечатлений. После этой книги королева Виктория, высоко ценившая искусство Лира, пригласила художника дать ей 12 уроков рисования.

Несмотря на крайнюю болезненность, эпилепсию, астму, плохое зрение и, по-видимому, диабет, странствия возвращали Эдварду Лиру любовь к жизни. Художник много путешествовал и много работал, запечатлевая увиденное в акварелях и картинах маслом, объединяя серии в книжные издания. Он посетил Грецию и Египет (1848−1949), Албанию, Южную Калабрию, Корсику, Ионические острова, Палестину.


Автопортреты Эдварда Лира

Источник: Артхив