Шведская художница Хильма аф Клинт — основоположница абстракционизма

Недавно закрывшаяся ретроспектива Хильмы аф Клинт в нью-йоркском Музее Гуггенхайма стала самой посещаемой за всю историю учреждения. Картины шведской художницы-мистика посмотрели более 600 тысяч человек.

Шведская художница Хильма аф Клинт - основоположница абстракционизма

Это удивительный показатель для живописца, чьё творчество до сих пор не вписывалось в господствующие каноны искусства. Всего лишь шесть лет назад абстракции Клинт не были даже упомянуты в эссе для грандиозной выставки «Создание абстракции» в Музее современного искусства (MoMA). Теперь же критики почти повсеместно восхваляют её загадочные работы, называя «глотком свежего воздуха».

Мы наслаждаемся разнообразием искусства XX века, неважно, фигуративным или абстрактным. Второе особо ценится за свободу самовыражения — одно из главных качеств человеческой личности. Но кто создал первую абстрактную картину в западном искусстве? Претендентами на роль пионера были Франтишек Купка, Робер Делоне, Пит Мондриан, Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и, конечно же, Василий Кандинский. Последний сделал заявку на лидерство в письме от декабря 1935 года, адресованном своему нью-йоркскому галеристу Джерому Нейману. «Несомненно, это первая в мире абстрактная картина, потому что до того никто не творил в абстрактном стиле. „Историческая картина“, другими словами», — писал художник о произведении, созданном в 1911-м.

Однако россиянин не знал, что шведка Хильма аф Клинт написала свою первую абстрактную картину за пять лет до него. Судя по всему, они шли к абстракции параллельными путями, словно два поезда на соседних колеях. Только Клинт прибыла раньше.

В 1906 году шведская художница Хильма аф Клинт приступила к ритуалам очищения, готовясь создать серию работ по указанию духа, именуемого Амалиэль. Более века спустя эти картины заставляют искусствоведов переписывать историю абстрактной живописи.

Она родилась в семье морского офицера в 1862 году в Швеции. В этой стране — задолго до Франции, Германии или Италии — женщинам позволялось изучать искусство.

В 1882 году девушка поступила в Королевскую академию изящных искусств, закончила её с отличием и получила признание как пейзажист и портретист. Её ранние работы искусствоведы называют «технически искусными, но в основном ничем не примечательными и соответствующими традиционному натуралистическому стилю того времени».

Что привело её к абстракции?

Здесь сказалось её увлечение оккультизмом. Хильма аф Клинт начала участвовать собраниях медиумов с 17-ти лет — после внезапной смерти младшей сестры. Позже она с четырьмя подругами создала собственный независимый кружок «De Fem» («Пятёрка»). На еженедельных встречах девушки молились, медитировали и проводили сеансы связи с духами, которых называли Амалиэлем, Анандой, Клеменсом, Эстер, Георгом и Грегором. Женщины вели записи общения с ними и практиковались в автоматическом рисовании, заполняя листы биоморфными формами из своих видений.

В 1905 году потусторонние наставники поставили перед «Пятёркой» особую задачу, которая изменила течение и цель жизни Хильмы аф Клинт. От женщин требовалось передать духовный мир с помощью живописи и спроектировать храм для размещения произведений.

Остальные члены кружка отказались, опасаясь, что такое долгое и интенсивное взаимодействие с царством духов может свести их с ума. Но художница пообещала Амалиэлю, что выполнит это «великое поручение». Она начала подготовку, включавшую специальные ритуалы очищения, вегетарианскую диету и работу над самодисциплиной.

С ноября 1906 года по март 1907-го Клинт написала серию малоформатных полотен под названием «Изначальный хаос». Некоторые из них напоминают пейзажи, бурные моря, над которыми мерцают таинственные огни.

Другие полностью абстрактны и представляют комбинацию геометрических фигур, например, спиралей, с динамичными мазками, буквами алфавита и символами. Они выразительны и похожи на рисунки, которые она, по-видимому, делала во время сеансов в 1890-х годах. Позднее сюрреалисты назвали этот метод «автоматическим рисованием».

Серия «Изначальный хаос» стала семенем, из которого в течение следующих лет «проросли» почти 200 абстрактных картин. Клинт работала очень быстро. Например, свой монументальный цикл «Десять самых важных» она написала с октября по декабрь 1907 года, что особенно примечательно, учитывая масштаб полотен. Для них характерны яркие цвета, овалы, круги и змеевидные линии.

В 1908 году Клинт сделала паузу, чтобы позаботиться о больной матери. Когда она вернулась к работе четыре года спустя, то больше не получала заданий от потустороннего мастера. Серия «Древо познания» (1913 — 1915) отражает этот важный сдвиг: изогнутые линии и декоративные элементы предполагают стилистическую связь с популярным тогда стилем модерн . Органические формы ранних абстракций сменились строгой геометрией.

Почему её имя было забыто?

В конце XIX — начале XX века интерес к невидимому миру выходил далеко за пределы кружков оккультистов. Учёные обнаружили множество невидимых сил, включая инфракрасный свет, рентгеновские лучи и электромагнитные поля. Это вызвало новые вопросы: можно ли нарисовать не только тело, но и жизненные силы? Не только оркестр, но и музыку? Какие силы, лучи или колебания еще не обнаружены?

Как и Кандинский, Клинт, вероятно, была знакома с попытками теософов Анни Безант и Чарльза Лидбитера перевести музыку в визуальные формы. В 1904 — 1905 году был опубликован один из самых успешных эзотерических текстов «Как познать высшие миры». С Рудольфом Штайнером, его автором, Кандинский и Клинт познакомились независимо друг от друга в 1908 году.