Парк Муанг Боран (Mueang Boran, Ancient City) в Бангкоке

Город древностей Мыанг Боран, известный также под названиями Ancient City и Ancient Siam, является крупнейшим в мире парком-музеем, расположенным под открытым небом.

Парк Муанг Боран (Mueang Boran, Ancient City)  в Бангкоке

На площади, превышающей 130 га, воссозданы главные архитектурные шедевры древнего Сиама и соседних стран Юго-Восточной Азии. Строительство началось в 1963 году и продолжается до сих пор.
В отличие от парка миниатюр «Мини-Сиам», экспонаты воспроизводят оригиналы в натуральную величину или в масштабе 1:3, и рассмотреть их можно не только снаружи, но и изнутри, так как интерьеры тоже выполнены с высокой степенью детализации. Уникальный комплекс предоставляет возможность за один визит увидеть основные достопримечательности королевства, собранные в одном месте. Территория повторяет контуры Таиланда в современных границах, и все объекты культурного наследия размещены по сторонам света там, где они географически находились в прошлом или находятся в настоящее время.

Автором идеи стал тайский миллионер и меценат китайского происхождения Лек Вирияпхант (Lek Viriyaphant), создавший в Бангкоке на личные средства музей Эраван, а в Паттайе — Храм Истины. После смерти филантропа дело продолжает его сын, и грандиозная коллекция пополняется новыми репродукциями, общее число которых уже приближается к 150.

Благодаря реконструкции построек разных эпох можно проследить историю государства, начиная с наскальных рисунков и петроглифов в пещерах первобытных людей.

Экспозиция Муанг Боран
Реплики разделены по историческим периодам: Лопбури, Ланна, Аютия, Сухкотай, Тонбури, Раттанакосин. Миссия Мыанг Боран — сохранить национальное достояние Таиланда, чтобы местные жители и иностранцы могли ознакомиться с жемчужинами архитектуры, находящимися в разных провинциях или уже исчезнувшими. Среди копий известных памятников тайской культуры есть отреставрированные строения с аутентичными фрагментами, найденными во время археологических раскопок. Кроме макетов, повторяющих реально существующие подлинники, построены здания, которых давно нет: например, королевский дворец в Аюттайе, полностью уничтоженный войсками Бирмы в 1767 г. Реконструкция проводилась с участием специалистов Национального музея. Для достижения абсолютной точности авторы проекта сверялись со старинными чертежами и опирались на сведения в летописях.

Копии храмов, ступ и других культовых сооружений перемежаются с постройками бытового и хозяйственного назначения. Ретроспективные архитектурные формы и элементы соседствуют с традиционными жилищами, наполненными разнообразными предметами быта. Например, воссозданы башни на сваях для хранения рукописей, построены рыбацкая деревушка, плавучий рынок, лавка аптекаря, прядильная мастерская и дом фермера, где содержатся буйволы, козы, коровы и другие домашние животные (их можно покормить).

На обширной садово-парковой территории прорыты каналы, созданы водопады, озера и пруды, высажены деревья и построены многочисленные беседки для отдыха.

Скульптурная композиция изображает сцену битвы сиамских и бирманских воинов на слонах. Гигантская рыба, кольцом обвивающая островок и расположенное на нем святилище, — символ горы Меру, считающейся центром мироздания в индуизме. Дворцовый ансамбль на острове украшен ажурной резьбой по дереву. Гладь живописных прудов покрывают цветущие лотосы. На каналах покачиваются лодки-ладьи, на которых путешествовали короли.

Павильон «Рамаяна» представляет выставку каменных изваяний, иллюстрирующих сюжеты древнеиндийского эпоса. «Сад богов» (Garden of Gods), расположенный на острове в северной части парка, также посвящен божествам индуистской мифологии, оказавшей значительное влияние на верования жителей королевства. Скульптуры 12 богов пантеона отлиты из бронзы.

На западном участке располагается «Павильон Просветленных» (Pavilion of Enlightened) и фонтан с водяными драконами. Золотая фигура в центре — это бодхисаттва Авалокитешвара, воплощение сострадания в буддизме. На востоке возвышается искусственная гора, в реальности находящаяся на границе Камбоджи и Таиланда. На вершине сооружена уменьшенная копия Prasat Pram — образца кхмерского зодчества, занесенного в список ЮНЕСКО.