В английском Маргите представят «Приключения в цвете» Тёрнера

Галерея Turner Contemporary в Маргите (Англия) предлагает посетителям крупную выставку акварелей и картин маслом одного из самых значительных живописцев Великобритании — Уильяма Тёрнера. «Приключения в цвете» объединяет более ста работ, которые раскрывают жизнь и творчество этого великого художника с новой точки зрения.

В английском Маргите представят «Приключения в цвете» Тёрнера

Революционный подход к цвету — сущность работ Тёрнера. Его особая, подчас эксцентричная манера использования ярких красок сыграла главную роль в достижении творческого успеха художника.

Уильям Тёрнер (1775 — 1851) — главная фигура британской живописи XIX века. На заре своей карьеры он подражал эстетике старых мастеров — от Рембрандта до Пуссена и от Тициана до Клода Лоррена. Но поворотным моментом его карьеры стали 1830-е годы — поездка в Италию и тщательное изучение теории Гёте о восприятии цвета. Дошедшие до нас наброски художника изобилуют заметками и отсылками к этому труду.

С этого момента Тёрнер начал писать яркие картины, где переливаются и наслаиваются друг на друга пульсирующий жёлтый, горячий красный и живой зелёный цвета.

Выставка «Приключения в цвете» прослеживает эволюцию палитры Тёрнера по хронологическому, тематическому и географическому принципам. Первые картины и акварели показывают, как молодой самоучка изучал великих колористов прошлого, а затем совершенствовал собственную технику. Он внимательно следил за природными явлениями и их бесконечными хроматическими вариациями, стараясь перенести увиденное на бумагу или холст под открытым небом.

Смелые эксперименты Тёрнера вызывали как яростную критику со стороны современников, так и безграничное восхищение лучших знатоков того времени. После демонстрации в Королевской академии полотна «Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года» газета The Morning Chronicle рекомендовала академикам «хотя бы изредка набрасывать мокрое одеяло или что-то вроде того либо на этого короля пожаров, либо на его произведения». Противники живописца назвали картину «совершенно невыразительной массой пигментов» и «краской, размазанной полосами».

В последние годы жизни работы Тёрнера стали ещё более радикальными. Точность и детали он часто приносил в жертву экспрессии цвета. Критики того времени были сбиты с толку и открыто задавались вопросом, не впадает ли художник в старческое слабоумие. Один из ранних покровителей Тёрнера сказал: «Теперь он пишет так, словно его мозг и воображение смешались на палитре с мыльной водой и пеной».

Сейчас же Тёрнера почитают как революционера — предтечу импрессионизма, а его холсты считаются первым шагом к абстрактному искусству.