Сантьяго Русиньоль — испанский художник, писатель, поэт и драматург

Сантьяго Русиньоль-и-Пратс (25 февраля 1861, Барселона — 13 июня 1931, Аранхуэс) — испанский художник, писатель, поэт и драматург, один из лидеров каталонского модернистского движения.

Сантьяго Русиньоль — испанский художник, писатель, поэт и драматург

Особенности творчества художника Сантьяго Русиньоля: Талант Сантьяго Русиньоля был весьма многогранен, а его работы отражали все новые течения, развивавшиеся в искусстве на рубеже XIX-XX веков. Русиньоль создавал портреты, пейзажи, жанровые сцены, при том был поэтом-живописцем Каталонии: оригинальным, универсальным и неутомимым. В его живописи всегда ощущается романтический настрой, особенно в изображениях безлюдных садов, которые сделали его знаменитым от Барселоны до Венеции и Парижа. По словам Русиньоля, «Сады — это ландшафт, представленный в стихах».

Сантьяго Русиньоль стал одним из совладельцев знаменитого артистического кафе «Четыре кота», в котором собирались ведущие художники, архитекторы, писатели и музыканты Барселоны. Благодаря Русиньолю и его другу Рамону Касасу западноевропейские традиции модернизма и символизма прочно укрепились в испанской живописи.

Русиньоль известен и как автор многочисленных пьес, драм и комедий, основной лейтмотив которых – борьба идеалов с обыденностью, а основной прием – «старая добрая» сатира.

Известные картины художника Сантьяго Русиньоля: «Очарование садов», «Сады Аранхуэса», «Портрет Рамона Касаса».

Сантьяго Русиньоль родился в Барселоне, в обеспеченной семье промышленников. Текстильное производство мало интересовало подростка, который увлекался живописью и мечтал о дальних странах. Русиньоль, будучи самоучкой, поступил в Центр акварелистов в Барселоне, где его учителем стал один из основателей Центра Томас Морагас.

В 1886 году Русиньоль познакомился в Барселоне с Рамоном Касасом, начинающим художником-портретистом из богатой семьи; их дружба была крепкой и продолжалась долгие годы. В их круг общения вошли и другие художники, ставшие впоследствии знаменитыми — Эжен Каррьер, Пьер де Шаванн, Игнасио Сулоага. В 1887 году умер дедушка Русиньоля. Это полностью изменило жизнь художника: он не только освободился от влияния и авторитета главы семьи и отмежевался от семейного бизнеса, но и разошелся с женой Луизой Дени, на которой женился годом ранее. Отныне Русиньоль полностью посвятил себя творчеству и живописи.

Большое влияние на развитие искусств в Испании оказала Всемирная выставка, прошедшая в Барселоне в 1888 году. Стремление уйти от буржуазной эклектичности, опыты архитекторов с новыми формами и материалами, использование кованых элементов, арабские мотивы в архитектурных решениях Гауди и его коллег, протест против классицизма – все это давало огромный толчок для развития новых течений. И это было созвучно настроениям публики – иначе никто не стал бы делать заказы на новые дома, в которых на смену классике пришли плавные текучие линии, природные элементы и флористический стиль. Новшества нашли горячий отклик в сердцах испанских художников нового поколения, среди которых был и Русиньоль со своими друзьями.

В 1889 году Русиньоль и Касас, как сотрудники Ассоциации каталонских экскурсий, совершили большое путешествие по Каталонии, в ходе которого утвердился еще один талант Русиньоля – писательский. Друзья совместно работали над иллюстрированным путеводителем: Русиньоль писал тексты, а Касас создал рисунки. Как и Касас, Русиньоль был тесно связан с журналом l’Avenç, который освещал различные культурные проблемы и находился под сильным влиянием модернизма. Также он сотрудничал в трех других каталонских художественных и литературных журналах, которые издавал его друг Касас.

После Каталонии друзья отправились в Париж. Здесь они сняли квартиру на Монмартре, неподалеку от знаменитой мельницы Мулен де ла Галетт. По соседству жили их товарищи — Морис Утрилло, Игнасио Сулоага и художник-график Рамон Канудас. Очарованный импрессионизмом, Русиньоль много рисовал: пейзажи, портреты, зарисовки на городские темы… Он также сотрудничал с газетой La Vanguardia, написав для нее ряд статей, в частности «Письма с мельницы», которые в 1897 году были изданы отдельной книгой «Впечатления искусства». Русиньоль перевел на испанский язык произведения основоположника эстетики декаданса и символизма Шарля Бодлера, также его перу принадлежат несколько книг и пьес на каталонском языке, в частности, книга «Заброшенный сад» (1900) – пожалуй, самое символическое произведение Русиньоля. После поездки в Андалусию в 1896 году Русиньоль погрузился в изображение красот природы, преображенной человеком – он стал рисовать сады, причем большинство из них – безлюдные. Именно полотна с прекрасными садами сделали Русильоля знаменитым как художника.

К началу ХХ века новое искусство было востребовано повсеместно. Сантьяго Русиньоль вернулся в родную Барселону, где немало поспособствовал оживлению художественной жизни, организовав вместе с тремя своими друзьями – Пером Ромеу, Рамоном Касасом и Морисом Утрилло – артистическое кафе. По образу и подобию парижского кафе «Черный кот» в центре Барселоны, в доме Марти открылось заведение «Четыре кота» — «Els Quatre Gats», названное так по количеству художников-концессионеров. «Четыре кота» притягивали к себе самых авангардных художников и писателей. Кафе стало площадкой для художественных выставок, в частности, первых выставок юного Пабло Пикассо.

В 1891 году Сантьяго Русиньоль в первый раз приехал в небольшую рыбацкую деревеньку Сиджес, расположенную в 40 километрах от Барселоны. Прекрасные виды, дружелюбные жители, теплое море… Сиджес глубоко запал в душу Русиньолю, именно здесь он сформировал свою теорию искусства. Два года спустя он вернулся и купил небольшой дом на берегу, на месте которого выстроил для себя дом-мастерскую Кау Феррат. Страстный коллекционер, Русиньоль перевез в Сиджес свои собрания кованых изделий и стекла, подарки друзей-художников и купленные лично картины. Постепенно дом становился «узок в плечах», и Русиньоль приобрел еще один дом по соседству. Благодаря энтузиазму Русиньоля и многочисленным праздникам в модернистском стиле, которые он организовывал, Сиджес довольно быстро стал центром притяжения для художников, писателей и других представителей испанской богемы. После кончины художника в 1931 году его дом перешел муниципалитету Сиджеса, и в 1933 году Кау Феррат стал музеем, который работает по сей день.